Google и Yandex — невиновны….

 Google и Yandex

Google и Yandex

Девять пунктов обвинений, которые я не хочу принимать.

Сейчас любят делать критические высказывания в отношении поисковиков и их стратегий. Я ни к коей мере не хочу нивелировать негативные моменты силы поисковых систем в экономике, но давайте посмотрим на их деятельность с точки зрения предпринимательского мышления.

1. Разнообразие видов деятельности поисковых систем

Одним из пунктов постоянных упрёков является то, что Google и Yandex упрекают в
«опасном количестве» видов деятельности. Что касается продуктов, бизнес-линии и потока доходов, то следует сказать, что оба поисковика являются многопрофильными компаниями

  • с основным продуктом,
  • с несколькими побочными продуктами
  • с  некоторыми ключевыми сервисами услуг.

Если сопоставить их например с автомобильным концерном, то этот концерн имеет автомобили и грузовики, а также такие вспомогательные службы, такие как, например, финансирование или управление автопарком.

И если основной темой там является «мобильность», то для поисковых систем Google и Yandex основной темой являются информационные и рекламные услуги.

Короче говоря, в этом отношении, Google и Yandex просто нормальные концерны. И если кто-то, подобно мне, рассматривает Google и Yandex просто с рыночной точки зрения, то они заслуженно имеют право на свои масштабы и темпы деятельности :)

2. Наступательная стратегия поисковых систем

Да, оба они имеют наступательную стратегию. Но неужели кто-то хочет серьёзно обвинить участника рынка в этом?

Либо мы приводим аргументы с точки зрения морали и этики, и задаёмся вопросом: «Хорошо это или плохо, что они делают?» Причём масштабом в этом случае обычно служит не действие, как таковое, а намерение.

Или всё же стоит аргументировать с точки зрения влияния на экономику? Тогда наверное надо спросить: «Вредит их деятельность рынку, мешает, или наоборот, помогает?»

3. Монополия поисковиков?

Является бесспорным, что оба поисковика достигли в определённые моменты доминирующего положения на своих рынках. Но тем не менее, это не является основанием для морального упрёка. Так например в отличие от США доминирующее положение в принципе разрешено в Германии (§ 19 GWB), и мне неизвестен закон в России, который запрещает монополию. В Германии все попытки предъявить иски к Google пока ещё не увенчались действительным успехом.

4. Активная рыночная политика

Активной рыночную политику можно даже назвать положительной с точки зрения конкурентной борьбы. Так например попытке Apple завоевать ведущее положение с помощью iPhone и Itunes очень успешно противостоит основанная на Linux платформа для мобильных телефонов — Android. Разработка Android была инициирована Google.

Господство Microsoft Internet Explorer было нарушено путём создания Mozilla Фонда Firefox, который Google также усиленно поддерживал в начале пути. (И на этой поддержке многие веб-мастера хорошо заработали :) )

5. Несколько одинаково сильных поисковых систем

С другой стороны мне, конечно, не нравится доминирующее положение Google на мировом рынке интернет рекламы и Yandex на российском рынке. С точки зрения онлайнового маркетинга, одна часть моего мозга желает, по крайней мере, три в равной степени мощные поисковые системы в Германии.

А с точки зрения поиска информации я знаю, что всё равно буду использовать только один поисковик, так как мне кажется, что в результате развития поисковых технологий выдача  будет везде похожа :)

6. Поддержка веб-мастерам

Нужно честно сказать, что если сравнивать другие поисковые системы, то Google и Яндекс оказывают широкую поддержку веб-мастерам. Так же в отличие от других, они имеют более открытую информацию, сообщают о своих нововведениях (Google Labs, Яндекс Технологии)

7. Google — владение миром интернета, Yandex владение миром рунета

Владение миром по идее является экономически бессмысленным для общества и это просто изнурительная работа. Разумеется оба поисковика занимают самые важные позиции в качестве игроков в своих мирах :) .

При этом они там нечто вроде «государственного органа» этих миров. Для полноценного урегулирования обществом этого вопроса отсутствуют пока ещё как эмпирические,  фактические, так  и  правовые нормы.

Может быть нам начать рассматривать Google как наднациональную доминанту? Некоторые сравнивают интернет с коллективным мозгом и проповедуют «Мудрость толпы». :(

Моё личное мнение по этому поводу:  Интернет, безусловно, с точки зрения функционала, является гигантским хранилищем информации, в котором имеются  все формы коммуникации — фильм, общение, реклама, новости, знания.

Но однако не следует путать реализацию математических алгоритмов с мышлением человека. :)

Поэтому пока что людям дано решать, как можно урегулировать вопросы использования информации на кластере серверов поисковых систем.

8. Корпоративные стратегии  Google и Яндекс

Google и Яндекс не комментируют свих корпоративных стратегий и поэтому часто подвергаются критике. Эта критика не совсем понятна для меня. Бизнес-стратегии априори не предназначенные для широкой общественности, потому что тогда они будут известны конкуретам.

9. «Don?t be evil» и «Мирное сосуществование»

Также слоган Google «Don?t be evil» ( перевод «не будь злым») часто используется в дискуссиях. Однако, следует иметь в виду, что это не официальный, внешние лозунг, а просто внутренняя стратегия. Это по сути просто кодекс поведения и совет Google для персонала. Безусловно, он имеет более глубокий смысл, чем просто три слова.

В Яндекса же новым сотрудникам предлагают прочитать «Устав нашего монастыря», который начинается начинается со слов: «Мирное сосуществование»

:)