Эволюция рынка юзабилити в России — тестирование замещается проектированием

Дмитрий Сатин (руководитель UsabilityLab) и Андрей Сикорский (ведущий юзабилити специалист UsabilityLab) рассказали об изменениях на рынке юзабилити России за последние несколько лет. Сравнивались результаты работы UsabilityLab за I квартала 2010 года с аналогичными периодами 2009 и 2008 года. Это не полномасштабное исследование данного рынка, но опыт UsabilityLab позволяет проецировать замеченные тренды на весь рынок.


Значительно изменилась структура заказов (в денежном выражении). Так в 2010 большую часть (59%) составляло проектирование, тогда как ранее его доля была значительно меньше: 29% в 2009 г. и 25% в 2008 от общего пирога. А вот тестирование, столь популярное ранее (42% в 2009 г., 59% в 2008 г.), продемонстрировало обратную динамику и сократило свою долю до 12% в первом квартале 2010.


По словам Андрея Сикорского, это происходит в результате эволюции заказчика:


В 2007-2008 г. – активное просветительство, рабочие (уже существующие) сайты начинают тестироваться по юзабилити-характеристикам.


В 2009 г. В 2010 г. — пользователям стал нужен именно результат, а не просто оценка (тестирование). Стали приходит с идеями на начальных стадиях, в которые еще не поздно вмешаться.


Прогнозом на 2011 г. стала тенденция к полному циклу — обязательны фазы исследования, проектирования, оценки. Ожидается, что заказчики будут приходить не просто с идеями, а с запросами придумать новый продукт для определенной аудитории. Проектирование будет начинаться на этапе идеи.