Увлечение социальными сетями может повлиять на мозг

Злоупотребление соцсетями может ухудшить концентрацию внимания и привести к так называемому «кризису идентичности», пишет The Daily Mail. Таким термином психологи именуют утерю человеком или группой людей понимания о своей самоценности и своем месте в социуме.
Профессор Оксфордского университета баронесса Сьюзан Гринфилд утверждает, что неоригинальность и банальность записей в Twitter может вылиться в проблемы с общением.
 
«Кому нужно знать, что ты только что ел? – подчеркивает Гринфилд. – Это похоже на поведение ребенка, кричащего: «Мама, смотри, я делаю то-то и то-то…»
По словам профессора Гринфилд, здесь есть признаки кризиса идентичности. Все это может привести к потребности в оценке всех действий, снижению концентрации и утрате некоторых невербальных навыков, например, умению смотреть в глаза собеседнику.
Профессор Гринфилд, занимающаяся физиологией мозга, не обошла своим вниманием и сеть Facebook: «Это как будто люди живут в некоем мире, в котором самое главное – оценка окружающих. Только представьте, как может сказаться на социуме большее беспокойство о чужом мнении о себе, нежели о своем собственном».
 
Пока ученые думают над этим вопросом, виртуальное общение и компьютерные развлечения медленно, но верно изменяют человеческий мозг.

Сила привычки и мозг

Баронесса Гринфилд является не только авторитетным ученым в области физиологии мозга и психологии, но и членом Палаты лордов и писателем. Некоторое время назад она уже критиковала в СМИ как социальные сети, так и чрезмерное увлечение компьютером.
Еще в 2008-м году баронесса в интервью высказалась по поводу возможной связи между распространением компьютерной техники и проблемами концентрации внимания у молодежи.
Тогда Гринфилд сослалась на тот факт, что врачи стали чаще выписывать препараты для лечения расстройства внимания: втрое чаще, чем десять лет назад. По мнению баронессы, это может быть результатом общения с компьютерами.
 
Тогда же Гринфилд выдвинула гипотезу о том, что мозг ребенка при работе с компьютером привыкает к немедленной реакции на действия. В то же время, эта перестройка мозга может негативно сказаться на длительной концентрации внимания.
 
Человеческий мозг может подстраиваться под существующие условия и поэтому, считает Гринфилд, длительная работа с компьютером может возыметь соответствующий эффект.
Понятие кризиса идентичности было введено профессором Гарвардского университета Эриком Хомбургером Эриксоном во второй половине ХХ века в результате исследования неврозов военных моряков.
 
Кризис идентичности проявляется в несоответствии текущего социального статуса требованиям существующей ситуации. Как результат, человек или социальная группа неспособны принять новую «роль» или приспособиться к ней.

Наиболее характерные признаки кризиса идентичности – неадекватная самооценка, рост пессимистических настроений, потеря перспектив, изменения в социальной активности, в т.ч. и агрессивное поведение, интерес к иррациональным вещам и т.д. 

Tags:

  • twitter
  • психология
  • соцсеть
  • ученый